В пенитенциарной системе Игорь Николаевич Наделяев проходил службу с 1983-го по 1994 год, трудился начальником отряда и инструктором по политико-воспитательной работе в иркутской исправительной колонии № 3, затем инструктором политотдела ИТУ и заместителем начальника отдела воспитательной работы с осужденными аппарата управления.
Презентация книги «Ветераны Правобережного округа. Книга четвертая» прошла накануне в Музее истории города Иркутска. Издание книги приурочено к 75-летию Великой Победы, инициатором её создания стал председатель Совета ветеранов Правобережного округа Владимир Преловский, составил сборник член Президиума Совета ветеранов Николай Лаптев. В работе над изданием также принимал участие Игорь Наделяев: встречался с участниками Великой Отечественной войны, готовил очерки к публикации.
Перевоспитание преступников – дело трудное
(из сборника «Ветераны Правобережного округа. Книга четвёртая»)
Игорь Николаевич Наделяев поступил на службу в систему внутренних дел в 33 года. Окончив университет, десять лет трудился младшим научным сотрудником Лимнологического института Сибирского отделения Академии наук СССР, а в сентябре 1982 года устроился преподавать биологию и химию в иркутскую заочную школу № 1. Система заочного образования предусматривала проведение уроков и в местах лишения свободы. Так Игорь Наделяев стал учителем для несовершеннолетних подследственных в следственном изоляторе № 1 Иркутска.
«Коллектив преподавателей был очень дружный, и в принципе работа мне нравилась. Заместитель начальника СИЗО советовал подумать о службе, а весной 1983 года я встретил бывшего сокурсника, который работал заместителем начальника колонии по воспитательной работе в Плишкино, и окончательно решил стать сотрудником системы исправительных учреждений. Выбор пал на исправительно-трудовое учреждение № 3, где как раз требовались начальники отрядов» - рассказывает Игорь Николаевич.
Через полгода после подачи документов в отдел кадров областного УВД, в августе 1983 года Игорь Наделяев был принят на должность помощника начальника отряда в ИТУ-3.
«Поскольку я уже знал специфику работы, процесс адаптации прошел без осложнений. Моим наставником был назначен совсем еще молодой офицер, начальник отряда № 3 лейтенант Филимонов. У него я учился основам работы, а через три месяца был назначен начальником отряда».
Численность отряда № 3 составляла свыше ста сорока человек, хотя по законодательству допускалось максимум 120. Значительное превышение численности было повсеместным явлением в колонии. Первым делом Наделяев провел общее собрание отряда и постарался хотя бы вкратце ознакомиться с личными делами осужденных. Работы было много, помимо основных обязанностей приходилось заступать на суточные дежурства и выполнять поручения по сопровождению бесконвойных осужденных на строительные объекты города. Воспитательную работу в отряде Игорь Николаевич начинал так. Сначала познакомился со всеми осужденными отряда. Свободного времени у них было мало, и индивидуальную работу приходилось проводить непосредственно на производстве. Он всегда имел под рукой ручку и тетрадь, чтобы делать записи о проведенных беседах, а вечером переносил заметки в тетради индивидуального поведения осужденных. Совершая ежедневный обход территории промзоны, старался побеседовать со всеми, кого встречал по пути. У одного спросишь, как дела, с другим поговоришь о родных, третий сам задаст какой-либо вопрос. Вскоре осужденные стали его уважать и охотно делиться проблемами, просить совета.
В колонии отбывали наказание осуждённые из числа бывших работников правоохранительных органов, треть из них имела высшее образование, в том числе юридическое. Игорю Наделяеву приходилось тщательно готовиться к правовым и экономическим занятиям, выступлениям на собраниях и политзанятиях, которым уделялось повышенное внимание.
Третий отряд был на хорошем счету у руководства ИТУ-3 и в трудовом соревновании обычно занимал призовые места. Главным переходящим призом за лидерство был цветной телевизор – большая роскошь в конце восьмидесятых. На одном из первых собраний в отряде Игорь Наделяев поставил цель — занять первое место в трудовом соревновании. Несколько месяцев заняла планомерная и целенаправленная работа с общественными организациями осуждённых, шефами из числа производственных организаций Иркутска. Существенную помощь оказывали и сотрудники производственных и оперативно-режимных служб, закрепленные за отрядом.
Постепенно в отряде сформировалось ядро актива, которое оказывало существенную помощь начальнику отряда. Любое нарушение рассматривалось на заседаниях секции профилактики правонарушений, где коллегиально выносились решения о ходатайстве перед руководством учреждения о наказании нарушителей. Результаты такой работы приносили плоды: нарушителей становилось меньше, а осужденные начинали относиться к соблюдению дисциплины более ответственно. Члены культурно-массовой секции занимались организацией лекций, бесед, концертных номеров. Еженедельно выпускалась газета отряда, а на производстве раз в три дня выходили боевые листки. Силами производственно-массовой секции проводились рейды по проверке качества продукции, санитарного состояния рабочих мест. Результаты работы были налицо: отряд выпускал продукцию с абсолютным качеством, а ежедневный выход на работу составлял сто процентов.
В начале 1984 года отряд стал лучшим, и телевизор занял почётное место в красном уголке общежития.
С этого момента для осужденных всей колонии пребывание в отряде № 3 стало престижным. К Игорю Николаевичу стали обращаться с просьбами о переводе из других отрядов, поскольку в лучшем отряде легче можно было заработать положительную характеристику и быстрее уйти в колонию-поселение или заслужить условно-досрочное освобождение.
В октябре 1984 года Игоря Наделяева послали на курсы первоначальной подготовки начальников отрядов. Учёба в Барнаульском учебном центре МВД продолжалась более пяти месяцев: помимо основных занятий сотрудники занимались спортом, участвовали в художественной самодеятельности.
Игорь Николаевич активно участвовал в общественной жизни, даже пел в хоре. Руководство учебного центра не скупилось на поощрения. Самых разных грамот Наделяев привез домой около десятка, показал начальнику колонии Валентину Александровичу Хитрихееву. Он распорядился подготовить спецвыпуск стенной газеты, чтобы рассказать коллективу об успехах Игоря Николаевича.
В колонии часто проходили разного рода инспекции и проверки. Проверок начальник отряда не боялся: документация была в порядке, мероприятия проходили в соответствии с планом. Наглядная агитация в отряде была на высоте. Для этого Игорь Наделяев подобрал художников из числа осуждённых. Первым проверяющим оказался прокурор Ангарской прокуратуры по надзору за соблюдением законности в местах лишения свободы. Начал прокурор с того, что дотошно пересчитал тетради поведения, сверил с числом осуждённых, проверил, все ли записи имеются. Не найдя огрехов, проверил мероприятия в отряде, и тут все в порядке. В общем, попили они вместе чайку, и на этом проверка в отряде закончилась. Вечером в ленинской комнате на собрании сотрудников прокурор привел Наделяева И.Н. в пример, как должен работать каждый начальник отряда.
С весны до осени 1985 года Игорь Наделяев работал инструктором по политико-воспитательной работе в ИТУ-3. В конце октября ему предложили прочесть лекцию на сборах начальников отрядов в управлении, а лекция, по-видимому, понравилась и заместителю начальника политотдела Науменко Геннадию Александровичу, и он пригласил Наделяева перейти на работу в политотдел ИТУ, работавший в то время на правах райкома КПСС. На размышление были даны сутки.
Вот как об этом событии вспоминает подполковник И.Н. Наделяев: «Я, признаться, и не думал о такой карьере, меня вполне устраивала должность инструктора. Но, посоветовавшись с женой, я принял решение, и к ноябрьским праздникам уже работал в управлении. А вступив в ряды КПСС, вплоть до ее запрета исполнял обязанности секретаря партийной организации политотдела. Работа в политотделе была для меня новой и интересной, вместе со мной работали такие замечательные люди как Борис Павлович Савельев (ставший впоследствии начальником СИЗО-1, а затем заместителем начальника ГУФСИН) и другие. Особо хочется упомянуть начальника управления Баландина Виталия Васильевича. Умный политик и руководитель, он был связующим звеном и душой коллектива. На общих собраниях он мастерски владел словом, его критика была жесткой, но с тонким юмором».
По делам службы Наделяев И.Н. побывал во всех колониях Иркутской области и за ее пределами, написал несколько практических руководств для начальников отрядов. В виде отдельных книжек они распространялись по учреждениям и использовались на практике в течение ряда лет.
В 1991 году Игоря Наделяева назначили на должность заместителя начальника отдела воспитательной работы с осужденными. Его фотография как одного из лучших сотрудников украсила Доску почета управления.
Летом 1994 года Игорь Наделяев перешел работать в Восточно-Сибирский отдел Всероссийского научно-исследовательского института МВД России на должность старшего научного сотрудника. В 1995 году получил второе высшее образование — юридическое. В 1996 году присвоено звание подполковника милиции. За годы службы в системе исправительно-трудовых учреждений Игорь Наделяев награжден многочисленными почетными грамотами, знаком «За отличную службу в МВД» и медалью «За безупречную службу» 1-й, 2-й и 3-й степени, многими ведомственными и юбилейными медалями.
В отставку вышел 1 мая 2002 года, прослужив 20 лет в ОВД. Знаком «За отличную службу» был награжден за поимку осужденного, бежавшего из колонии в Усть-Куте весной 1987 года. Его родственники проживали в Иркутске, и засаду было решено организовать во дворе, где жила его сестра. Игорь Николаевич сидел с Владимиром Сальмановичем, оперуполномоченным оперативно-режимного отдела, в гражданской одежде с сетками-авоськами около дома по улице Депутатской. Увидели подозреваемого, с разговорами на отвлеченные темы подошли с двух сторон, задержали и доставили в райотдел милиции. Оттуда позвонили в управление и доложили, что преступник пойман. За это Наделяев И.Н. и был отмечен знаком «За отличную службу в МВД».
Комментариев нет:
Отправить комментарий